воскресенье, 25 марта 2012 г.

Проверка Роспотребнадзора (часть 1)


Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) имеет полномочия на проведение проверки деятельности организации по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
Итак, мероприятия по проведению территориальными управлениями Роспотребнадзора контроля могут быть плановые и внеплановые.
В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года и не ранее чем через три года с момента государственной регистрации (последнее касается субъектов малого предпринимательства).
Должностные лица Роспотребнадзора не вправе осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц либо их представителей.
Внеплановая проверка может быть проведена в целях контроля за исполнением ранее вынесенных предписаний об устранении выявленных нарушений; в результате обращения в федеральную службу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов, или получения информации о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в случаях возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц.
Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз, со значительным объемом мероприятий по контролю этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Должностные лица Роспотребнадзора, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право:
·        беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проведения проверки;
·        проводить отбор для исследований проб и образцов продукции;
·        проводить отбор продовольственного сырья и пищевых продуктов;
·        проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;
·        проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;
·        проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам.
По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором указываются сведения о ее результатах, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений, сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи, подпись должностного лица, осуществившего мероприятие по контролю.
К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.
В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения, должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол об административном правонарушении и дается предписание об устранении выявленных нарушений. С протоколом об административном правонарушении должен быть ознакомлен представитель организации, который, в свою очередь, вправе представить свои объяснения и замечания.
Административное правонарушение заключается в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, нарушение разнообразных санитарно-эпидемиологических требований, ответственность за которые предусмотрена главой 6 КоАП.
Помимо этого Вы должны иметь в виду, что организация может быть привлечена к ответственности за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (ст. 19.4. КоАП); невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) об устранении нарушений законодательства (ст. 19.5. КоАП); непредставление, несвоевременное представление или представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7. КоАП). Ответственность за эти правонарушения меняется от наложения административного штрафа до дисквалификации (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ).
При наличии достаточных оснований для привлечения к административной ответственности и назначении соответствующего наказания выносится постановление о привлечении к административной ответственности.
Не стоит забывать и об уголовной ответственности, к которой правонарушитель может быть привлечен по целому ряду статей УК (236 «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил», 238  и др. в зависимости от объекта совершенного преступления).
Для начала стоит внимательно ознакомится с распоряжением о проведении мероприятий по контролю на предмет соответствия требованиям закона к его содержанию. Непосредственно при проведении контрольных мероприятий должностные лица и (или) представители юридического лица при проведении мероприятий по контролю имеют право:
·        присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
·        знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора).
Обратите особое внимание, что контрольная покупка относится к так называемым оперативно-розыскным мероприятиям, проводить которые вправе лишь оперативные подразделения милиции, ФСБ, ФСО и подобные структуры. Полный перечень уполномоченных содержится в статье 13 Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Роспотребнадзор в этих списках не значится. Плюс ко всему, Кодекс об административных правонарушениях не дает инспекторам права проводить контрольную покупку при расследовании административного дела. Руководство Роспотребнадзора наконец-то посмотрело на работу своего ведомства критически и официально объявило контрольную покупку «в исполнении» собственных сотрудников вне закона (письмо Роспотребнадзора от 7 марта 2006 г. № 0100/247-06-32).
Кроме контрольной покупки инспекторам запретили во время или после проверки выносить предписания, в которых они обычно предлагают работникам организации исправить выявленные нарушения. Ревизоры имели право даже приостановить деятельность фирмы, если их «рекомендации» игнорировали (Закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ). А это означало, что проверяющие самостоятельно выносили решение о признании вины за компанией. Однако то, что компания провинилась, еще требует доказательств и вынесения постановления о штрафе. Тем самым игнорируется статья 1.5 Кодекса об административных правонарушениях (принцип презумпции невиновности). По закону признать гражданина или организацию виновными может суд или должностное лицо, которое наделено соответствующими полномочиями (например, начальник территориального отдела Роспотребнадзора). Рядовой инспектор ведомства таким правом не обладает. В то же время практически на каждой проверке ревизоры раздают предписания об устранении нарушений, тем самым фактически признавая фирму или ее сотрудников виновными в правонарушении. Решения суда или руководителя территориального отдела ревизоры не дожидаются.
Предписание инспектора Роспотребнадзора об устранении выявленных нарушений незаконно. В том случае, если оформляется подобное предписание укажите инспектору на письмо от 7 марта 2006 г. № 0100/247-06-32, в соответствии с которым теперь, чтобы выписать предписание, проверяющие обязаны дождаться постановления о привлечении компании или ее работников к административной ответственности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий