вторник, 3 марта 2015 г.

Судебная практика по доменным спорам

Сотни владельцев интернет-магазинов бьются над проблемой – как придумать красивое, запоминающееся, да при этом еще и свободное доменное имя. Но фантазия предпринимателей не бесконечна, а по данным Координационного центра национального домена сети Интернет только в секторе «.ru» зарегистрировано около 5 миллионов доменов.
Множество "красивых" доменных имен еще в начале века были заняты киберсквоттерами, которые запрашивают за переуступку прав большие деньги. Подобный бизнес может быть очень выгоден: известная компания Google выложила за домен «youtube.com.» 1,6 миллиарда долларов.
Но это только часть проблемы. Допустим, вы придумали и зарегистрировали на свое имя хороший домен, начали его раскручивать, рекламируя свои товары и услуги. И вдруг вам нежданно-негаданно приходит судебный иск с требованием передать посторонним людям домен, в который уже вложены немалые деньги, да еще заплатить огромный штраф.
Попытки отобрать или уничтожить домены правообладателями товарных знаков начались, когда компании и корпорации стали всерьез воспринимать Интернет как ресурс, где трафик сайта конвертируется в прибыль фирмы.
Одним из первых доменных споров было судебное разбирательство между компанией Ниссан и владельцем фирмы Nissan Computers LTD по имени Юзи Ниссан. В 1994 году он занял два домена: nissan.com и nissan.net, а через пять лет автомобильная компания Nissan Motor Co предъявила претензии на эти ресурсы. Разборки длились три года с переменным успехом и кончились победой Юзи. И сейчас, 20 лет спустя, с домена nissan.com продают компьютеры, а автомобильная компания «ютится» на домене nissanusa.com.
Кто и в каких случаях может попытаться оспорить ваши права на домен?
  • Иностранная компания, если ваше доменное имя случайно или намеренно совпадает с ее товарным знаком до степени смешения.
  • Российская компания, в том же случае.
  • Российская компания, намеренно зарегистрировавшая свой торговый знак, совпадающий с вашим доменом, чтобы отобрать раскрученный сетевой ресурс или получить выгоду.
Последняя ситуация известна в российской практике как "обратный захват домена". Иногда обратный захват - это очевидная форма мошенничества.

Что важно на суде для определения прав на домен?
В первую очередь суд руководствуется положениями кодексов и законов.
В Гражданском кодексе РФ слово «домен» встречается один раз в пункте 5 статьи 1484, закрепляющей право на товарный знак в доменном имени в сети "Интернет". Ответственность за нарушение данного права регламентируется статьей 1515 ГК РФ, предусматривающей компенсацию в размере до 5-ти миллионов рублей.
Претензии к доменному имени иногда связывают, согласно п. 7 ст. 1252 ГК РФ, с недобросовестной конкуренцией. Административная ответственность конкретизирована в статье 14.10 КоАП РФ.
Рассматривая доменные споры, суд опирается на постановления Президиума Высшего арбитражного суда (ВАС) от 8 декабря 2009 г. № 9833/09, от 18 мая 2011 г. № 18012/10, от 11.11.2008 по делу № 5560/08.
На суде выясняются три обстоятельства:
  • идентичность или сходность до степени смешения доменного имени с товарным знаком истца;
  • наличие или отсутствие прав владельца доменного имени на использование доменного имени, то есть к тому ли ответчику обращен иск;
  • факт регистрации и недобросовестного использования доменного имени.
При анализе сходности доменного имени с товарным знаком (фирменным наименованием) истца суд ориентируется на «Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство», утвержденные приказом Роспатента от 31.12.09 № 197.
В этом документе устанавливается не совсем очевидное и по-разному трактуемое разделение словесных обозначений на "сильные" и "слабые" элементы. Сильными элементами считаются оригинальные части наименования, которые "не носят описательного характера". К слабым элементам относятся неохраняемые общепринятые обозначения типа «эко», «инфо», «auto», либо систематически повторяющиеся части типа «мат-», «-дент», «карб-» и им подобные. При оценке сходности словарных обозначений учитывают тождественность сильных элементов. И не всегда мнение суда и экспертов совпадает.

Наша судебная практика по доменным спорам
Анализ судебных решений по доменным спорам показывает удручающую картину. Ни приоритет, ни уникальное (как казалось владельцу) имя домена, ни специфическое использование сайта не гарантирует ему защиту прав в Интернете.

Типичный пример доменного спора - дело по иску Научно-производственного холдинга, рассмотренное Московским арбитражным судом 30 октября 2013 года. Товарный знак на антикоррозийное покрытие «Цинол» холдинг зарегистрировал в 1999 г., а в 2012 г. решил расширить зону продаж в Интернете и обнаружил, что домен ZINOL.SU  уже занят гражданином А.Х., который с 2010 г. ведет сайт по продаже цинола и сходных товаров. Холдинг легко отсудил домен, поскольку ответчик не имел ни прав на товарный знак «Цинол», ни приоритета.
Россияне против зарубежных компаний
Все больше иностранных компаний желают освоить российский рынок, устремляясь в сегменты .ruи .su и вытесняя владельцев доменных имен.
«Завоеватели» начинают с зачистки Интернета, требуя в судебном порядке устранить незаконное использование товарных знаков и отдать в пользование одноименные домены. Зачастую, создавая домен, человек не думает, что где-то зарегистрирован торговый знак со сходным названием.

Разве знал Ш.Юсупов, называя свой домен «прикольным» именем mumm.ru, что во Франции есть компания «G.H. Mumm & Cie» (Шампанское и шипучие вина)? Разве думала Мария Свидзинская, создавая сайт о Карелии на домене karelhadek.ru, о гражданине Германии Кареле Хадеке, владельце торгового знака «Karel Hadek» (мыло; парфюмерия; эфирные масла)? Где гарантии, что завтра не объявится из Бурундии или Мадагаскара владелец торгового знака, совпадающего с именем вашего домена?
Гарантий нет, но способы подстраховаться имеются. Аргументом в суде является обстоятельство, что спорный домен изначально создавался для продвижения другого товара.Так, пустующий домен в деле компании «G.H. Mumm & Cie» против Ш. Юсупова свидетельствовал о потенциальном намерении ответчика организовать на нем Интернет-магазин по продаже игристых вин.
Мария Свидзинская пыталась спасти домен karelhadek.ru, зарегистрировав сетевое издание КарелХаДек, но было уже поздно.

 Как избавиться от неприятностей с самого начала?
Мне бы очень не хотелось писать этих слов, но если пытливый читатель спросит: «Что делать, если на доменное имя подают иск?», самым честным ответом будет: «Обратиться в Юридическую компанию "Основа"». Российский суд подобен гаданию на ромашке «любит – не любит»: суд первой инстанции решает «прав истец»; арбитражный – «неправ истец», кассационный – «прав истец» и так далее. На каком этапе остановятся судебные разборки, четном или нечетном, тот и победит.
И лишь огромный опыт Юридической компании "Основа" сможет гарантировать вам победу.
Еще один небольшой совет, если вы хотите облегчить работу юристам. Лучше заранее осуществить нотариальное заверение сайта, зафиксировав таким образом тематику интернет-магазина с момента его организации. Это поможет установить приоритет в сложных случаях и послужит доказательством, что спорный домен не создавался с целью составить конкуренцию истцу. Например, можно воспользоваться в онлайне системой «Электронный нотариус». Фиксация сетевых страниц осуществляется в режиме моментальной или отсроченной съемки. Система также обеспечивает заверение сайта, защищенного паролем, через анонимайзер. На скриншоте ставится печать с датой и временем фиксации. Заверенные страницы послужат доказательством правомерного, добросовестного использования домена и при прочих равных условиях могут склонить чашу весов правосудия в вашу сторону.


Комментариев нет:

Отправить комментарий